Как сделать прочную и красивую дорогу к своему участку

Недорогая дорога к загородному дому

Хорошей дорогой к своему участку может похвастаться далеко не каждый хозяин. Сделать такую непросто. Что же нужно знать и учитывать, если решите отремонтировать старую или проложить новую дорогу? Вот несколько полезных советов от Виктора Степановича Кармацких, инженера-дорожника с большим стажем.

Обычно все хотят, чтобы подъездной дорогой можно было пользоваться в любую погоду: и в затяжные дожди, и в гололедицу. И при этом чтобы она не требовала большого ухода, а ее вид как можно дольше оставался привлекательным. Коли строить такую дорогу под грузовой транспорт или в расчете на интенсивное движение и при этом ориентироваться на существующие строительные нормы, то работа будет и сложной, и очень дорогой. По если предполагается, что движение, в основном легкового транспорта, будет не очень большим, как это чаще и бывает на садовых участках, то строительство можно значительно удешевить. И тут многое зависит от рельефа и грунта местности, используемых материалов и грамотного их применения.

Чтобы на дороге не скапливалась вода, проезжая часть должна иметь как продольный, так и поперечный уклон. На равнине поперечный уклон делается на обе стороны от осевой линии. Если дорога прокладывается по косогору, то она должна иметь уклон только в одну сторону — в ту, куда идет понижение рельефа. Продольный склон делают из расчета 0,5-1,0 см на каждый метр длины дороги. В самом начале следует решить, нужно ли делать водоотвод. Если есть небольшой уклон и вода не застаивается, то уровень проезжей части можно оставить на уровне местности, не делать кюветов и отводных канав.

Проезжая часть несет основную нагрузку от транспорта, поэтому дорожная «одежда» (или конструкция проезжей части) устраивается в зависимости от количества проходящих автомобилей. Общая толщина дорожной «одежды» и толщина каждого слоя зависят от нагрузки (количества автомобилей, проходящих по дороге за сутки).

На мой взляд, в дорожной «одежде» лучше применять экологически чистые материалы. Какие? Это зависит от того, что в вашей местности наиболее доступно. У кого-то, может, под боком располагаются гравийные смеси или крупные пески, у других есть возможность дешево приобрести бой на кирпичном заводе, у третьих — шлак за забором предприятия. Разумеется, ни строительные материалы, ни их заменители не должны размокать. При больших объемах работа по устройству проезда выполняется с помощью техники и различных механизмов, при малых объемах — вручную.

А теперь поговорим об этапах строительства дороги, рассчитанной на движение до 100 легковых автомобилей в сутки.

1. Устройство земляного полотна включает в себя засыпку пониженных мест, рытье кюветов и водоотводных канав. Обычно грунт из кюветов укладывают на дорогу ровным слоем и уплотняют. Для этого можно использовать механический каток или груженый автомобиль. Ширина земляного полотна должна быть такой, чтобы могли разъехаться два встречных автомобиля, — 6 м. Если условия не позволяют, то можно ограничиться и тремя метрами, но сделать расширения для разъезда машин на расстоянии видимости.

2. Устройство корыта:

а) при полной ширине грунт вынимают и складывают на обочину;

б) в целях экономии строительных материалов устраивают корыто не на всю ширину, а в две колеи. Они могут быть шириной от 0,5 м до 1 м, промежуточное пространство между ними — в пределах 1 м. Дно каждого корыта уплотняют и создают уклоны от оси к кромкам. Соответственно, и дорожную «одежду» укладывают также в две колеи.

3. Отсыпка дренирующего слоя. Обычно используют песок, каменные высевки и другие материалы. Слой должен быть толщиной не меньше 10 см. Если же само земляное полотно отсыпано из супесей, то есть дренирующим грунтом, то эту прослойку можно не делать. А если земполотно отсыпано из слабых грунтов, с включениями торфа или гумуса, то толщину слоя песка увеличивают до 14-16 см.

4. Устройство основания. Поскольку именно основание принимает основную нагрузку от транспорта, то его делают из прочных каменных материалов: щебня, гравия, шлака, отходов от дробления бетона и других. Толщина этого слоя также зависит от нагрузки. В нашем случае она может быть от 8-12 см.

5. Устройство покрытия. Этот слой непосредственно соприкасается с колесами автомобиля.

Можно ездить, например, по щебеночному основанию, которое также будет служить и покрытием. В некоторых случаях дорожные покрытия, например бетонные плиты, укладываются непосредственно на дренирующем слое (без щебеночного или гравийного основания). А еще легкое покрытие можно сделать из битого кирпича. Весьма оригинально выглядят фигурные дырчатые плиты. В отверстия можно засыпать плодородный грунт и посеять газонную траву.

На небольших участках общественных дорог или на стоянке для машины в саду можно устроить старинную булыжную мостовую из окатанного камня. В прошлом это был самый распространенный тип покрытия. Нередко в старинных усадьбах и на тротуарах старых городов можно встретить покрытие из кирпича «на ребро». Кстати, такое покрытие, как и булыжное, служит многие десятилетия и даже столетия.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

© 2016 Познавательный журнал для садоводов-огородников «ВсевОгород.ру»